Размер шрифта  
A
A
A
Цвет сайта  
A
A
A
Изображения
Вкл
Выкл
Обычная версия сайта
Главная » Научная работа » Публикации » Память войны » Публикации по Теме проекта
Публикации по Теме проекта   Наши проекты   Документы рассказывают   Тыл фронту   Военные истории   Победители   
Публикации по Теме проекта

 

Владимир Семибратов

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В РАБОТЕ НАУЧНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КРУЖКА

 

Публикация: Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. - №3. - с.64-66.

 

Аннотация: Более глубокому усвоению воспитанниками вузов учебного материала способствуют научные студенческие объединения. Это наглядно подтверждает и опыт работы кружков, действующих в Кировском филиале Московского гуманитарно-экономического института.  В статье идёт речь об одном из них, посвящённом изучению актуальных проблем гуманитарных наук. Спецификой кружка является то, что  занятия, как правило, сопровождаются региональной составляющей.

Ключевые слова: Кировский филиал МГЭИ, научный студенческий кружок, краеведение. 

Local History in the Proceedings of the Student Study Group

 

Vladimir K. Semibratov

PhD in Culture Studies, Associate Professor

Head of the Department of the Humanities

Moscow Institute of the Humanities and Economics, Kirov Branch

Kirov

E-mail: semibratov@inbox.ru

 

Abstract:

Student study groups help to delve deeper into the curriculum. It is testified by the experience of the student study groups active in the Kirov Branch of the Moscow Institute of the Humanities and Economics. The article describes activities of one of these study groups devoted to the vital fields of the humanities. This study group is largely dealing with the local history.

 Key words: Kirov Branch of the Moscow Institute of the Humanities and Economics, Student Study Group, Local History.

 

 

Одним из старейших и крупнейших в России негосударственных вузов является Московский гуманитарно-экономический институт, филиалы которого находятся в 14 городах страны, в т. ч. Кирове [1, с. 44-45].

В 2016 г. Кировскому филиалу МГЭИ, успешно прошедшему очередную аккредитацию, исполняется 20 лет. Столько же отмечает и межфакультетская кафедра общегуманитарных дисциплин (ОГД), за преподавателями которой закреплены история, отечественная история, политология, философия, логика, социология, культурология, культурология (включая религиоведение), религиоведение, концепции современного естествознания, безопасность жизнедеятельности.

Более глубокому усвоению студентами учебного материала способствуют научные студенческие кружки. Так, на протяжении ряда лет успешно вёл занятия в организованном им клубе любителей российской истории «Клио» кандидат исторических наук В.Д. Сергеев (1940–2006) [6, с. 346-351; 8, с. 44-49]. Под руководством опытного преподавателя студенты готовили доклады, которые обсуждались на заседаниях кружка. Авторы признанных лучшими работ выступали на ежегодно проводимой в стенах филиала студенческой межвузовской научной конференции [11, с. 58-64], а их тексты печатались в сборнике материалов, являясь порой первой публикацией будущих учёных.

Краевед до мозга костей, В.Д. Сергеев на занятиях по отечественной истории не только приводил интересные факты из местного прошлого, но часто предлагал своим кружковцам для изучения различные родиноведческие темы. Среди них могли быть и начало заселения Вятского края славянами, и вятское чиновничество в изображении ссыльного писателя-демократа А.И. Герцена, и реакция российского общества на печально известный Мултанский процесс, когда вятских удмуртов безосновательно обвинили в человеческих жертвоприношениях...

Примеру своего старшего наставника последовал и автор этих строк, в 2015–2016 учебном году руководивший впервые организованным им научным студенческим кружком «Актуальные проблемы гуманитарных наук».

Занятия, посвящённые этим дисциплинам, как правило, сопровождались региональной составляющей, что, наряду с другими задачами, должно было способствовать и воспитанию в молодых людях чувства патриотизма. Так,  при рассмотрении актуальных проблем исторической науки характеризовались проблемы истории Кировской области, философии – философская мысль на Вятке, религиоведения – особенности религий Вятского края, культурологии – роль Вятки в культурной истории России и т.п.

Успешному изучению студентами краеведческих тем наряду с прочими источниками информации способствовали и напечатанные по решению Редакционно-издательского совета КФ МГЭИ труды преподавателей кафедры ОГД [7; 9; 10; 12-14].

Поскольку большинство членов кружка составили студенты юридического факультета, в план занятий были дополнительно включены темы, связанные с юриспруденцией и таможенным делом.

В результате под ракурсом краеведения студенткой Светланой Вахрушевой, например, была рассмотрена история российской прокуратуры. Один из её эпизодов она осветила на примере деятельности Г.Е. Вуича, служившего губернским прокурором в 1812–1815 гг. и прославившегося суровой расправой с терроризировавшими южные уезды бандитскими шайками. Доклад об этой интересной личности на одном из заседаний кружка был встречен с большим интересом.

В памяти кружковцев остались и выступления, посвящённые другим выдающимся землякам. Так, Анастасия Гилязова рассказала о вятчанах – героях Великой Отечественной войны, один из которых (П.Ф. Петров), по некоторым данным, запечатлён на легендарной фотографии «Комбат», другой (Г.П. Булатов) первым установил знамя на фашистском Рейхстаге, третий (И.Д. Чураков) обнаружил подлинные останки Гитлера. Основные факты были взяты студенткой из подготовленной к печати, но пока ещё не изданной книги «О той войне мы помнить будем вечно», которую написал живущий в г. Санкт-Петербурге уроженец Кировской области, бывший профессиональный военный Ю.С. Розадорский.

Темой войны заинтересовалась и студентка Юлия Лодыгина, принявшая наряду с другими добровольцами активное участие в переводе в текстовый редактор для последующего отдельного издания военных дневников рядового А.А. Горячевского (1909–1984). Призванный в августе 1941 г. на фронт из Лузского района Кировской области и вернувшийся домой в августе 1945 г., Алексей Афанасьевич объективно отразил в своих записках то, что ему довелось пережить. На презентации уникальной книги, состоявшейся 5 мая 2016 г. в Музейно-выставном центре г. Кирово-Чепецка [4, с. 2], за участие в волонтёрском проекте «Память войны» Юлии Лодыгиной было вручено Благодарственное письмо. Информацию об этом событии, сопровождённую фотографией студентки, можно найти на интернет-сайте института [2].

Выходцам с Вятки, оказавшимся волею судьбы в Казахстане, посвятила своё исследование Екатерина Маренина. Благодаря ей члены кружка узнали, в частности, о ставших известными как в этой республике, так и за её пределами, журналисте А.И. Вятиче-Кириллове, художниках И.Б. Бальхозине и А.Л. Лежнине, геологе Н.Г. Кассине, врачах Н.Г. Крыловой, Л.С. Кочкиной, А.Л. Котовой, И.С. Корякине. В основу доклада легли сведения, любезно присланные из г. Алматы краеведом Н.В. Сенченко.

 Вехами истории родного института заинтересовался Артём Грубов, компактно объединивший в своём выступлении скрупулёзно собранные им сведения об учебном заведении, из стен которого за два десятилетия вышло более 7000 дипломированных специалистов и где «есть все возможности для получения профессии и реализации творческих потребностей».

Благодаря участию в работе кружка углубили свои краеведческие познания в выбранной ими сфере студентки факультета гуманитарных наук и дизайна Ольга Рычкова и Валерия Ченцова. Первая из них исследовала двухсотлетнюю биографию одного из наиболее примечательных объектов г. Кирова – особняка купца И.С. Репина, ныне входящего в комплекс Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых, а вторая – оригинальные архитектурные творения в стиле модерн, появившиеся на Вятке в  конце XIX – начале XX вв.

9 членов кружка успешно участвовали в XX студенческой межвузовской научной конференции «Весна – 2016», которая состоялась в КФ МГЭИ 15 апреля 2016 г. и была посвящена 20-летию филиала [5, с. 5-7; 15].

При этом впервые за всю историю этих форумов на пленарном заседании, где к докладчикам (обычно студентам II-V курсов) организаторами предъявляются особенно серьёзные требования, выступила упомянутая выше первокурсница Юлия Лодыгина. Её доклад «Киров и Вятка: за и против», посвящённый актуальной в последние десятилетия теме возвращения столице края его исконного имени, вызвал бурное обсуждение. Юлия убедительно проанализировала аргументы противников и сторонников переименования, склонившись к мнению первых.

Тексты прозвучавших на конференции докладов и сообщений вошли в традиционный сборник материалов [3].  

По желанию членов кружка, впредь студенческие работы будут издаваться отдельно небольшим тиражом. Намечено также расширение числа кружковцев за счёт привлечения студентов всех направлений вуза.  Соответственно, появятся и новые краеведческие темы, связанные с профилем не только будущих юристов, таможенников и дизайнеров, но и психологов, экономистов, менеджеров, журналистов, специалистов по рекламе и связям с общественностью.

 

Литература: 

 

          1. Андреева Ю. Образование на 5 звёзд // Меркурий. – Киров, 2016. – № 4. – С. 44-45. 

         2. В преддверии Дня Победы [Электронный ресурс]: URL: http://www.mgei.kirov/ru/hronika/196/1895/ (дата обращения 23.07.2016).

         3. Весна – 2016. XX студенческая межвузовская  научная конференция. Доклады и сообщения / редкол.: А.А. Калинин (отв. ред.) и др. – Киров: Изд-во Кировского филиала МГЭИ, 2016. (В печати).

         4. Дневники рядового Великой Отечественной // Вперёд. – Кирово-Чепецк, 2016. – 6 мая (№ 18).

         5. Программа  XX студенческой межвузовской научной конференции «Весна – 2016». 15 апреля 2016 г. / Кировский филиал МГЭИ. – Киров, 2016. – 54 с.

         6. Семибратов В.К.  Всеми генами вятский: К 75-летию со дня рождения В.Д. Сергеева // Памятная книжка Кировской области и календарь на 2015 год: Информационно-статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской обл.; редкол.: Н.И. Зорин (пред.) и др. – Киров, 2014. – С. 346-351.

         7. Семибратов В.К. Вятка в истории и культуре России: Учебное пособие по культурологии  и краеведению / Кировский филиал МГЭИ. – Киров, 2012. – 112 с.

         8. Семибратов В.К. Историк-краевед В.Д. Сергеев и его творческое наследие // Инновационные процессы в системе образования: Материалы IX итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов филиала ВГБОУ ВПО ГГПИ им. В.Г. Короленко в г. Ижевске (с международным участием). – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2014. – С. 44-49.

         9. Семибратов В.К. История сквозь призму биографий: Учебно-методическое пособие / Кировский филиал МГЭИ. – Киров, 2008. – 84 с.

         10. Семибратов В.К. Книжность как феномен культуры: Учебно-методическое пособие / Кировский филиал МГЭИ. – Киров, 2008. – 76 с.

         11. Семибратов В.К. Патриотизм глазами вятского студенчества // Вестник Саратовского областного института развития образования. – Саратов, 2016. – № 2 (6). – С. 58- 64.

         12. Сергеев В.Д. Вятская  интеллигенция начала XX века / Кировский филиал МГЭИ. – Вятка (Киров), 2006. – 160 с.

         13. Сергеев В.Д. Платоны и Невтоны Вятской земли: Историко-краеведческие очерки / Кировский филиал МГЭИ. – Вятка (Киров), 2006. – 156 с.

         14. Сергеев В.Д. Разночинцы-демократы Вятки / Кировский филиал МГЭИ. – Вятка (Киров), 2003. – 156 с.

         15. Студенческая научная конференция [Электронный ресурс]: URL: http://www.mgei.kirov/ru/hronika/196/1893/ (дата обращения 24.07.2016).

 

 

Владимир Семибратов

 

В ПЕРЕРЫВАХ МЕЖДУ БОЯМИ,ИЛИ ЧТО ЧИТАЛ НА ВОЙНЕ РЯДОВОЙ ГОРЯЧЕВСКИЙ

Публикация:  Библиофильские известия. - М.: Инскрипт, 2016. №27. С. 125-131. 


В преддверии 71-й годовщины Великой Победы в г. Кирове увидели свет уникальные по содержанию и жанру «Военные дневники» рядового А.А. Горячевского (1909–1984). Выходец из д. Ворончиха нынешнего Лузского района Кировской области, Алексей Афанасьевич в 1930-е гг. работал колхозным счетоводом. В  августе 1941 г. был призван в армию. Воевал телефонистом и пулемётчиком-наводчиком на 1-м Прибалтийском фронте. Боевой путь закончил в марте 1945 г. на территории Литвы, где был тяжело ранен. Демобилизовавшись после лечения в госпитале, вернулся к довоенной профессии. На досуге, по воспоминаниям родных, «одним из любимых занятий Алексея Афанасьевича было чтение газет. В доме всегда выписывали много периодических изданий, прежде всего журнал “Огонёк”». «Военные дневники» свидетельствуют, что время для книг и газет автор находил и в условиях сурового фронтового быта, причём, не только тогда, когда оказывался в госпиталях.

Возможно, страсть к чтению была привита А.А. Горячевскому родителями, с которыми он до 1917 г. жил в Санкт-Петербурге, где его отец, по некоторым данным, работал механиком в Апраксином дворе.Наряду с прочим, опубликованные дневниковые записи дают ценную информацию по такой важной и интересной, но практически не исследованной, теме, как что читали на войне простые солдаты и какие авторы помогали им в перерывах между боями не упасть духом, вдохновляли на ратный труд и новые подвиги.Конечно, литературные пристрастия были у каждого свои, и иногда приходилось довольствоваться тем, что оказывалось под рукой. По этому поводу А.А. Горячевский сетовал: «Читаю книжонки, но не интересные» (5 апреля 1944 г.); «Книг хороших нет» (17 мая 1945 г.). Когда же не было даже «нехороших» книг, выручали газеты, что также отразилось в дневниках: «Ходил в штаб за газетами» (2 мая 1942 г.); «…В газете “Волжская Коммуна” прочитал…» (17 декабря 1944 г.); «Читать, кроме газет, нечего» (20 апреля 1945 г.); «…Читаем газеты…» (15 июня 1945 г.); «…Даже газеты редко приходится читать» (28 июня 1945 г.). О книгах и чтении говорится в 26 записях, сделанных с июля 1942 по июнь 1945 гг.

Информация о книгах предельно лаконична и часто сводится к фразе: «Читаю книги (книгу)». Тем не менее, есть указания на конкретных авторов и названия их произведений. Так, 22 июля 1942 г., находясь в одной из санчастей на территории Калининской области, где шли кровопролитные бои, А.А. Горячевский отмечает: «Читаю книжки “Бородинская битва” и “Сочинения” Немировича-Данченко». По сообщению заведующего научно-исследовательским отделом Музея-панорамы «Бородинская битва» С.В. Львова, «в 1917–1942 гг. в Советском Союзе не издавалось книги под названием “Бородинская битва”. В этот период в 1935 году вышла только книга М.С. Свечникова “Бородино”. Из литературы, изданной до 1917 г., с таким названием известны две книги: Неизвестного автора, изд. 1832 года и Михайловского-Данилевского А.И., изд. 1839 года. Обе книги напечатаны в Санкт-Петербурге». Логично предположить, что А.А. Горячевский читал названную выше книгу военного историка Михаила Степановича Свечникова (1881–1938), поскольку раритетные издания первой половины XIX столетия вряд ли могли оказаться в библиотеке армейской санчасти.А вот не столь далёкая по времени выхода в свет дореволюционная книга плодовитого писателя и путешественника Василия Ивановича Немировича-Данченко (1846–1936) в руках солдата оказаться вполне могла. Поскольку покинувший Россию в 1921 г. эмигрант на родине не печатался, это мог быть, например, один из томов его выпускавшегося с 1916 г. П.П. Сойкиным «Нового собрания сочинений».

6 сентября 1942 г., находясь недалеко от передовой в районе г. Ржева, боец занёс в дневник такую запись: «Дежурю у телефона и читаю книжку “Сёстры Горские”». Автором переведённой с украинского языка повести был писатель и журналист, популяризатор научных знаний Фёдор Львович Кандыба (1903–1948). Иллюстрированная известным художником П.А. Алякринским, книга увидела свет в Детиздате ЦК ВЛКСМ в 1941 г. Описание приключений юной изобретательницы Раи и её сестёр, рассчитанное на детско-юношескую аудиторию, как видим, показалось интересным и взрослому читателю.Находясь в госпитале, расположенном в д. Братково близ г. Торжка, А.А. Горячевский  3 апреля 1943 г. отметил: «Читаю книгу “Чингисхан”». Это было первое издание широко известного романа Василия Григорьевича Яна (1874/75–1954), открывающего трилогию «Нашествие монголов». Наполненная патриотизмом книга вышла в «Молодой гвардии» в 1939 г. и, подобно роману «Батый»,  сыграла важную роль в борьбе против фашистских захватчиков. Не случайно за «Чингисхана» автор получил в 1942 г. Государственную премию.

А.А. Горячевский находил время для чтения и непосредственно во фронтовых условиях, когда дежурил под г. Великие Луки на так называемых точках связи.4 и 6 июня 1943 г. в дневнике помечено: «Читаю книгу “На вершине мира”». Автором этого изданного в 1938 г. Гослитиздатом документального повествования был репортёр газеты «Правда» Лазарь Константинович Бронтман (1905–1953). Вместе с двумя своими коллегами он первым из журналистов в 1937 г. оказался на Северном полюсе, что и описал в своей арктической одиссее.В записи от 8 июля 1943 г. А.А. Горячевский указал сочинение  Теодора Драйзера (1871–1945): «Читаю книгу “Сестра Керри”». Этот первый из написанных классиком американской литературы роман неоднократно издавался в Советском Союзе, поскольку показывал «тяжёлую жизнь трудящихся… контраст между нищетой рабочих и богатством капиталистов» в США конца XIX в.

Оказавшись в госпитале в г. Сызрани Куйбышевской области, солдат вновь обратился к отечественной литературе. «Весь день во дворе читаю “Мужик”», – запечатлено в записи от 27 августа 1944 г. О том же 4 сентября: «Ходил вокруг двора да книгу читал “Мужик”». Под таким названием известен сборник очерков М. Горького (1868–1936), посвящённый жизни русской глубинки. Наверняка, читая его, А.А. Горячевский вспоминал свои родные места и в тяжёлой для него обстановке утешался сентенциями типа: «Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы!.. В ней есть всё, что захочет найти человек, а в нём есть силы создать то, чего нет в ней».А вот что уводило от действительности в вымышленный мир, так это фантастика, которая, как выясняется, тоже не чужда была нашему герою.«Сегодня ничего не делал, – отмечено в дневнике 19 декабря 1944 г., –читал книгу “Тайна двух океанов”». Этот самый известный (впоследствии экранизированный) научно-фантастический роман Григория Борисовича Адамова (настоящая фамилия Гибс; 1886–1945) после публикаций в детско-юношеской периодике впервые был выпущен отдельной книгой Детиздатом ЦК ВЛКСМ в 1939 г., затем издавался ещё более двух десятков раз и в представлении не нуждается. Наверное, читая «Тайну двух океанов», А.А. Горячевский чувствовал себя подростком, захваченным приключениями юного героя, а не 35-летним солдатом.

23 марта 1945 г., находясь после тяжёлого ранения в госпитале № 991 в литовском местечке Экопельс, А.А. Горячевский сделал в дневнике запись: «Читаю книгу “Разбег”». Автором документальной повести о жизни и быте кубанских казаков конца 1920-х гг., увидевшей свет в 1936 г. в Госиздате, был Владимир Петрович Ставский (настоящая фамилия Кирпичников; 1900–1943). Во второй половине 1930-х гг. он возглавлял Союз писателей СССР и был редактором журнала «Новый мир», а с началом войны ушёл на фронт, где и погиб под г. Невелем нынешней Псковской области.В госпитальной библиотеке было немало произведений русской и советской классики. В числе заинтересовавших А.А. Горячевского авторов оказались И.А. Гончаров (запись от 10 апреля: «Читаю книгу “Обломов”»), М.А. Шолохов (29 апреля: «Читаю… “Тихий Дон” Шолохова»); Н.В. Гоголь (22 мая: «…Читаю книгу “Миргород”»).Больше записей с указанием конкретных книг в дневнике рядового А.А. Горячевского не содержится. Однако и то, что оказалось запечатлено, наглядно характеризует духовный мир простого русского мужика, вынужденного надеть солдатскую форму. 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адрес: Россия, г. Кирово-Чепецк, пр. Мира, д. 3.
Телефон: (83361) 4-41-59, 4-26-45
Муниципальное автономное учреждение культуры
"Музейно-выставочный центр" города Кирово-Чепецка Кировской области
Понятно, спасибо