Программа военно-патриотического воспитания
Патриотическое воспитание детей и молодежи является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность ведется музейно-выставочным центром в сотрудничестве с другими учреждениями и организациями, общественными объединениями города и района.
Цель патриотического воспитания – развитие у молодых людей гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, воспитание верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели музейно-выставочный центр разработал программу военно-патриотического воспитания, включающую в себя лекции, музейные занятия, экскурсии, выставки, акции, музейные игры, круглые столы, встречи и другие мероприятия, дополняющие друг друга.
I. Лекции и музейные занятия
Лекции и музейные занятия основаны на изучении и обобщении опыта, приобретенного Россией за всю историю ее борьбы за независимость, с обязательным использованием экспонатов из музейных коллекций. Пропагандируют историческое прошлое Вятского края, героическое наследие и боевые традиции Вооруженных Сил России.
Блок 1. О подвигах. О доблести. О славе
- Откуда мы родом
- Военное искусство жителей Вятки
- Воинский долг
- Смутное время на Вятке
- Гроза двенадцатого года
- Про день Бородина
- «О бедном гусаре замолвите слово» (Коллективный портрет русского офицерства 1812 года)
- 1814 год. Русские в Париже
- Офицеры и солдаты Великой войны 1914 – 1918 гг.
- Наш край в годы Первой мировой войны
- Животные на полях Первой мировой войны
Блок 2. Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- «Забытая война» (Советско-финляндская война 1939-1940 гг.)
- Провал операции «Тайфун (к Дню начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941)
- Защитники Сталинграда
- Ленинградская оборонительная операция: подвиг и трагедия
- «По полю танки грохотали…» (из истории танковых войск в России)
- Берлинская наступательная операция
- «Этот день Победы!» (о последних днях войны)
- Цикл лекций «Оружие Победы»
- Фронтовой быт
- Невольные участники сражений (использование животных на войне)
- «Сказать жизни - Да!» (фашистский концлагерь глазами бывших узников)
- Наши земляки – Герои Советского Союза
- Снайпер Николай Иванович Галушкин - Герой России
- Маршалы Победы. Вятский маршал К.А.Вершинин
- Просницкий район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- Вклад в Победу жителей Кировской области
- Реликвии II мировой войны в собрании музея
- История военного головного убора
- Новогодняя елка в годы Великой Отечественной войны
Занятие "История военного головного убора"
Момент театрализованной экскурсии "Новогодняя елка в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг."
Блок 3. Солдат войну не выбирает
Кировчане на защите Родины (войны и локальные военные конфликты второй половины ХХ века)
II. Экскурсии
Блок 1. Экскурсии по исторической экспозиции «Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
А. Обзорная экскурсия по экспозиции «Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Б. Тематические экскурсии по экспозиции «Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»:
- Вклад жителей Кировской области в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
- Наши земляки – защитники Москвы
- Наши земляки – защитники Сталинграда
- Фронтовой быт
- Наши земляки – Герои Советского Союза
- Снайпер Николай Галушкин - Герой России
- «Память войны». О деятельности поисковых отрядов
В. Тетрадь для самостоятельной работы на экспозиции «Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»
Тетрадь для самостоятельной работы на экспозиции «Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» является музейно-педагогическим изданием, ориентированным на самостоятельную исследовательскую деятельность на музейной Состоит из учебных и творческих заданий по курсу «Краеведение».
Экспозиция Кирово-Чепецкого музейно-выставочного центра «Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» состоит из четырех основных разделов:
- Кировская область и Просницкий район накануне Великой Отечественной войны
- Кировская область – тыловая база СССР
- Наши земляки на фронте
- Увековечение памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в г.Кирово-Чепецке
Каждый раздел экспозиции включает в себя подлинные музейные экспонаты (предметы и документы), вспомогательные материалы (копии, муляжи), этикетки и сопровождающие тексты. Путем внимательного изучения экспозиционных материалов обучающимся предлагается стать активным участником процесса исторического познания, сделать свои выводы, предложить свои аргументы, найти ответы и решения на предложенные вопросы и творческие задания.
Пример заданий:
Задание
Рассмотрите внимательно фотографию «9 класс Чепецкой средней школы. 1937 год». Лицо одного из учителей вырезано. Как вы думаете, что это означало в то время?
_________________________________________________________________________________________________________
Предлагаемый вид деятельности способствует раскрытию и обогащению личностного потенциала обучающихся, формирует опыт прямого (без посредника) взаимодействия посетителя с музейными объектами, что предполагает выработку собственного взгляда, версий, предположений, гипотез и их аргументацию.
Издание предназначено для учителей и учащихся старших классов образовательных организаций, студентов средних и высших учебных заведений, студий и групп углубленного изучения истории.
Авторы проекта: Е.Н.Загайнова, главный хранитель фондов музейно-выставочного центра города Кирово-Чепецка, Л.В.Гущина, учитель истории КОГОАУ «Гимназия №1 города Кирово-Чепецка», рецензенты Е.Н.Коробкова, к.п.н., доцент кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, В.С.Жаравин, начальник отдела использования архивных документов и автоматизированных технологий ГОУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области». Разработка рабочей тетради стала примером успешной совместной деятельности музейного специалиста и учителя, направленной на включение музейной экспозиции в единое образовательное пространство. Данное издание – первый опыт подобной работы в Кировской области.
Самостоятельная работа обучающихся на постоянной экспозиции музея с использованием Рабочей тетради
Е.Н.Загайнова, главный хранитель музея, автор "Рабочей тетради для самостоятельной работы на постоянной экспозиции музея"
представляет новое издание на Областном образовательном форуме 2011 г.
Блок 2. Экскурсии в городской среде
- Поселок ТЭЦ в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- Место воинской славы (пешеходная экскурсия по мемориалу павшим воинам «Вечный огонь»
III. Мероприятия военно-патриотической направленности
Проводятся к юбилейным и памятным датам, в дни государственных праздников и дни воинской славы России. Призваны выработать научно обоснованные взгляды и позиции по отношению к событиям в истории мира и России, умение объективно оценивать их роль и значение для современной общественно-политической ситуации, обеспечить преемственность поколений.
- Встречи
- Конференции
- Круглые столы
- Выставки
- Акции
- Презентации
Круглый стол "Память о войне и день сегодняшний" 2015 г.
Презентация исследовательской работы "Каринторф в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг."
Награждение участников конкурса "Я - гражданин России"
Презентация новых поступлений в музей по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг." 2015 г.
IV. Музейные игры
Музейная игра «Герои невидимого фронта», посвященная профессии военного разведчика
Момент музейной игры "Герои невидимого фронта"
V. Работа с допризывной молодежью
Основная цель – воспитание преданности Родине и готовности к ее защите, подготовка молодых людей к службе в Вооруженных силах РФ, формирование моральных и нравственных качеств патриотизма.
- Лекции и музейные занятия
- Экскурсии по исторической экспозиции
- Театрализованная интерактивная экскурсия «Проводы новобранца»
- Экскурсии в городской среде
- Тематические выставки и выставочные проекты
- Конкурсы
- Встречи
- Волонтерская деятельность
Участники встречи с режиссером ГТРК Вятка А. Фоминых, автором документального цикла "Вятские война и мир"
VI. Методическая деятельность
Сотрудники музейно-выставочного центра оказывают методические консультации образовательным организациям и дошкольным учреждениям, педагогам учреждений дополнительного образования, сотрудникам общественных объединений, занимающихся военно-патриотическим воспитанием молодежи. Ведут исследовательскую деятельность, выступают с опытом работы на музейных и педагогических площадках, публикуют статьи методического и научно-популярного характера в СМИ, сборниках материалов научно-практических конференций и круглых столов.
Методическое занятие в музее Боевой Славы школы № 2 города Кирово-Чепецка