Размер шрифта  
A
A
A
Цвет сайта  
A
A
A
Изображения
Вкл
Выкл
Обычная версия сайта
Главная » Научная работа » Публикации » Прогулки по г.Кирово-Чепецку » Ленинградская нота в чепецкой архитектурной симфонии
По «Реке времени» в историю города   Легенды Кирово-Чепецка   Реквием перед сносом домов на ул. Лунарского   Тайна чепецкой "Улыбки"   Прости нас, Калиновка!   Ленинградская нота в чепецкой архитектурной симфонии   Постамент для Сталина   "Гипсовая память" Кирово-Чепецка   Горбатый мост   По полю танки грохотали   "Красный крест" над Просницкой горой   Просницкая гора - несостоявшееся поле битвы   Просницкая гора как авансцена мировой истории   Мост из настоящего в прошлое   Старое новое кладбище   «Скворечники» на улице Ленина   Поселок за три миллиона   
Ленинградская нота в чепецкой архитектурной симфонии

Ленинградская нота в чепецкой архитектурной симфонии

 

Как-то, перелистывая старые подшивки журнала «Огонек», на одной из страниц обнаружил фотографию знакомой улочки в родном Кирово-Чепецке. Между тем статья в журнале была о Ленинграде, и на фотографии была ленинградская улица…

Оказалось, причиной заблуждения стал весьма примечательный экстерьер домов на той фотографии. Фасады пятиэтажек отличало то, что вместо привычных балконов там были треугольные эркеры, декорированные полосками из красного кирпича.

Такие же четыре пятиэтажки образуют у нас, в Кирово-Чепецке, всем известный проезд Дзержинского, отличаясь разве что наличием остроносых балкончиков на пятом этаже. Уж не невскими ли ветрами занесло сюда, на берега Вятки и Чепцы, этих нетипичных для чепецких «Черемушек» «ленинградцев»?

Определенно – да.

  Известно, что Кирово-Чепецк строился по проектам ленинградских зодчих. В том числе и «Черемушки». И вот в монотонной типовой застройке вдруг появились эти архитектурные «перлы»…

Какой смысл в треугольных эркерах?

В ленинградском жилищном строительстве той эпохи треугольные эркеры с полосками красного кирпича были представлены достаточно широко. Как архитектурная деталь они обязаны своим появлением фортификационным сооружениям. Впоследствии эркеры превратились в очень распространенный элемент гражданской архитектуры, в особенности такой пафосной, как «сталинский ампир».

А вот «хрущевки» на проезде Дзержинского в Кирово-Чепецке, как и их ленинградские собратья, обзавелись эркерами, прежде всего, из соображений экономии. Они должны были улучшить освещенность в комнатах, позволяя включать свет позднее обычного.  В случае массового строительства домов с такими эркерами это должно было дать экономию огромного количества электроэнергии. Кроме того, такие архитектурные детали были призваны разнообразить довольно унылый облик типовой застройки. Ну, а насколько устройство эркеров было экономичнее балконов – это вопрос к строителям.

И, тем не менее, такие дома не получили сколько-нибудь заметного распространения в стране.

«Особенные» дома

В Кирово-Чепецке их строительство началось в 1966 году. О чем свидетельствует выложенная керамической плиткой дата на полу тамбура в первом подъезде дома №2, который был построен первым.

Вероятно, эти дома были неким переходным этапом от классических «хрущевок» к зданиям более современного типа. В четырех «особенных» домах наряду с родовыми признаками типичных «хрущевок» обнаруживаются также и некоторые черты планировочных решений, присущих современным проектам. Например, в трехкомнатных квартирах нет смежных проходных комнат, что являлось одним из главных пунктов критики «хрущевок».

В некоторых квартирах кухня несколько больше по площади, чем в соседних. Такие кухни легко «вычислить», взглянув на фасад здания: окна в них значительно шире обычного формата.

 И раздельный санузел в них — большое достижение, как и то, что дверь в ванную комнату находится не на кухне. В прежних «хрущевках» такое оригинальное решение было оправдано тем, что по традиции, берущей начало со времен печного отопления, кухня одновременно являлась и постирочной.

Из других новшеств следует отметить впервые появившиеся в нашем городе пластиковые покрытия поручней лестниц. При строительстве этих домов также впервые в городе были применены стеклоблоки. Из них были сложены окна подъездов и подпорные стенки козырьков над крылечками. К сожалению, до наших дней стенки из полупрозрачных стеклянных блоков не сохранились по вине вандалов.

А самый последний из построенных по этому проекту домов – №4 — послужил еще и «полигоном» для обкатки идеи устраивать цоколь здания из блоков, лицевая часть которых покрывалась узкими вертикальными желобками – канелюрами. Они скрывали швы между цокольными блоками. И это было уже не решением ленинградских архитекторов, а находкой чепецких разработчиков. Впоследствии этот опыт, признанный удачным, был широко растиражирован.

Остались в истории

И в заключение – о тех, кто построил эти четыре дома. По замыслу Николая Захаровича Чернова, автора фильма о Кирово-Чепецке «Город, в котором я живу», действие двух сцен картины происходит на строительной площадке. Там идет кладка именно этих домов. Благодаря фильму мы можем увидеть строителей, руками которых были возведены здания с эркерами, да и многие другие дома в нашем городе. И, что особенно примечательно, руки эти – женские! И на строительных кранах, и даже в бригадах каменщиков, не говоря уже о штукатурах и малярах, работали в основном женщины.

 

В.Л. Северюхин,

ст. научный сотрудник музейно-выставочного центра

Адрес: Россия, г. Кирово-Чепецк, пр. Мира, д. 3.
Телефон: (83361) 4-41-59, 4-26-45
Муниципальное автономное учреждение культуры
"Музейно-выставочный центр" города Кирово-Чепецка Кировской области
Понятно, спасибо