В.Н.Прокашев, Е.Н.Загайнова
Фотографическое собрание
музейно-выставочного центра города Кирово-Чепецка
Публикация: Сборник докладов международной конференции «Фотография в музее». – СПБ, ФГБУК «Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО», 2014. – с.166-167.
Город Кирово-Чепецк был основан в 1955 году. Его градообразующее предприятие - химический комбинат имени академика Б.П. Константинова - играл важную роль в атомной и химической промышленности Советского Союза со всеми вытекающими отсюда последствиями: город был закрытым.
Чрезвычайно сложное производство способствовало высокой концентрации научно-технической интеллигенции и высококвалифицированных специалистов. Им, выпускникам ведущих вузов страны, стремилась подражать местная молодежь, которая тогда составляла большую часть населения города. В результате в Кирово-Чепецке сформировался особый стиль жизни, особая атмосфера, дополненная уникальным архитектурным обликом.
Дух интеллигентности, спортивности, романтики развивался в многочисленных учреждениях культуры, спортивных учреждениях, молодежных кафе-клубах, народном университете, творческих объединениях, таких, как театр «Современник», цирковая студия, вечерняя музыкальная школа для взрослых, киностудия «Звезда» и фотоклуб «Двуречье».
Фотоклуб «Двуречье» был основан фотолюбителями города в 1960 году. С этого времени Кирово-Чепецк начинает стремительно выдвигаться на ведущие позиции в сфере фотографической культуры Кировской области. С первых шагов в клубной практике утвердились такие формы работы, как лекции опытных фотолюбителей, коллективные фотопленэры, отчетные и персональные фотовыставки, обмен фотовыставками с другими фотоклубами страны (особенно тесные связи установились с фотоклубами Днепропетровска, Мурманска, Риги).
У колыбели фотоклуба стоял Алексей Михайлович Перевощиков. «Певцом красоты северной природы», «выдающимся пейзажистом, Левитаном в художественной фотографии» называли современники нашего земляка. Первый значительный успех пришел к нему в 1956 году после участия во Всесоюзной выставке в Ленинграде, где он получил сразу 3 диплома и 3 премии. Вскоре многие центральные газеты и журналы опубликовали фотографии мастера. Успешно участвовал Алексей Михайлович во всесоюзных и зарубежных выставках. В 1969 году на международной фотовыставке в Нидерландах за снимок «Конёк-горбунок» вятский фотомастер удостоился бронзовой медали.
В семидесятые годы АПН приобрело у Перевощикова большое количество фотографий и отправило их на выставки в Англию, Францию, Швецию, Грецию, Японию, страны арабского мира. Более двух десятков его фотографий увидели посетители советской фотовыставки шести американских городов и Западного Берлина.
Несмотря на большую занятость в высоких фотографических кругах на всесоюзном и международном уровне, Алексей Михайлович находил время для проведения творческих встреч и занятий в фотоклубе. Это был харизматичный человек со своим пониманием и отношением к окружающему миру. «Меня интересовало и увлекало не отражение жизни, а рисование ее. Я – фотограф, а не фактограф. Я стремлюсь постичь, найти, узнать – на что все же способна фотография. Все, что мы видим, это сырье, ждущее, требующее обработки, трансформации. Писать светом. Писать, а не описывать все, как есть», - так позже писал Алексей Михайлович об искусстве фотографии в своих записках.
Имя Перевощикова, конечно же, привлекало в клуб все новых любителей фотодела. Таким образом, фотоклуб «Двуречье» стал своего рода кузницей фотографических кадров Кирово-Чепецка. Несколько поколений горожан прошло через него. Тем самым хранилась традиция и знания, особая культура фотодела.
В 1990-е годы фотоклуб как объединение распался. Этому способствовала сложная обстановка и в стране, и в городе, ставшем открытым. Архив фотоклуба поступил в музейно-выставочный центр. В его составе было выделено 30 личных коллекций, документальный архив, библиотека.
Фотоархив клуба 1960-1980-х гг. содержит художественное и документальное фото, освещающее практически все стороны жизни такого своеобразного памятника эпохи, каким являлся закрытый город в советское время.
Но бывшие члены фотоклуба не прекратили свои занятия фотоделом. У некоторых это давно стало профессией, у других – неотъемлемой частью жизни. Они продолжали заниматься творчеством и пополнять фотографическое собрание музея. Члены фотоклуба оперативно реагировали на происходящие в стране события. В частности, коллекция «Хроника путча» (1991 г.), автором которой является член Союза фотохудожников России Олег Синица, сразу же заняла важное место в собрании музея.
Примерно в это же время уникальной частью музейного собрания становится коллекция работ Алексея Михайловича Перевощикова. После смерти фотохудожника в 1988 году его работы в количестве 2000 фотографий были куплены городом у наследников и переданы сначала Общественному культурному фонду имени Перевощикова, а затем и музейно-выставочному центру.
Работа с наследием Перевощикова началась практически сразу же. Первые две посмертные выставки мастера были организованы фондом (они прошли в Кирово-Чепецке, Кирове и Москве), все последующие – музейно-выставочным центром, в том числе, юбилейные торжества 2005 года, приуроченные к 100-летию со дня рождения фотохудожника. К торжествам впервые был издан фотоальбом его произведений.
Музейное собрание фотографий А.М.Перевощикова включает в себя четыре раздела. Это пейзаж, портрет, жанр и графика. Произведения фотохудожника содержательны, в них отсутствует простое любование линией, формой. При всем многообразии технических и творческих решений, каждый сюжет укладывается в рамки классического построения изображения. Чтобы достойно воплотить свои замыслы, автор прибегал к различным способам обработки негативного материала, в основном, переводом изображения в фотографику, детализацией изображения, съемкой отдельных объектов и субъектов для задуманных композиций.
Несомненный интерес среди работ А.М.Перевощикова представляют автопортреты. Их более шестидесяти. Они в основном метафоричны. Это не просто фиксация своего образа, но, как правило, размышления на тему «художник и общество».
Творческое наследие Алексея Михайловича чрезвычайно востребовано. Его философское погружение в окружающий мир через искусство фотографии еще требует осмысления. В настоящее время сотрудники музейно-выставочного центра готовят к публикации «Осколки мыслей» - размышления о творчестве, которые Перевощиков записывал в течение всей своей жизни. Это издание явится данью памяти знаменитому фотографу.
Имя Перевощикова носит одна из улиц в нашем городе. На доме, где он жил в последние годы, установлена мемориальная доска.
Архив фотоклуба «Двуречье», фонд А.М.Перевощикова занимают значительную часть всей коллекции фотоисточников музейно-выставочного центра. Но начало коллекции было положено, конечно же, с появлением музея и пожертвованиями в него рядовых горожан, организаций и учреждений.
Фотографии из семейных архивов в наших условиях ценны еще и тем, что дают представление, откуда в наш город приехали люди. Встречались в семейных архивах и такие фотографии, которые позднее были отнесены нами к особо ценным. Это, например, портрет С.М.Кирова (1926 г.) работы братьев Булла, фотоальбом сестры милосердия периода Русско-японской войны 1904-1905 гг., серия фотографий «Крахмальный промысел в с.Усть-Чепца», фотографии вятских фотографов начала ХХ века, в т.ч. Сергея Александровича Лобовикова.
Из более поздних поступлений – фотолетопись всесоюзных всесоюзных соревнований по биатлону, в течение 20 лет проходивших в нашем городе, с автографами чемпионов, коллекции фото «Архитектура г.Кирово-Чепецка», «Старая Вятка» и другие. Жители Кирово-Чепецка всегда являлись активными дарителями фотографий, в результате чего коллекция фотоисточников в собрании музейно-выставочного центра постоянно пополнялась и пополняется. В начале 2000-х годов большое поступление было от редакции городской газеты «Кировец». Зато потом, с переходом на цифровую технику, поступлений от наших постоянных партнеров больше не стало. Редакция не ставила целью хранить цифровое фото.
Пополнению фондов в немалой степени способствует проведение городских фотоконкурсов. Они стали практиковаться в нашей работе с начала 1990-х гг. Как правило, по условиям конкурсов, работы участников остаются в собрании музея. В недавнем прошлом музейно-выставочный центр проводил такие конкурсы как «Кирово-Чепецк спортивный», «Город молодых».
Также в музее в форме выставок подводятся итоги всевозможных акций – городских, всесоюзных, международных, например, такой общеизвестной акции, как «24 часа».
Занимаясь формированием коллекции «Фотоисточники», сотрудники музейно-выставочного центра попутно пополняют коллекцию фототехники, коллекцию письменных источников, научную библиотеку.
В фондовой работе с коллекцией «Фотоисточники» выделено несколько проблем:
- проблема атрибуции (у нас эта проблема усугубляется наследием общественного музея, когда легенды к фотографиям могли не записываться)
- проблема хранения (хотелось бы не отставать и наладить хранение в музее в соответствии с международными стандартами)
- проблема приобретения безопасной упаковки
- отсутствие специалистов – работников фондов (по этой причине обработка фотоисточников, изучение, создание страховых копий продвигается крайне медленно).
По причине востребованности фотоматериалов приходится уделять им гораздо больше времени, иногда, в ущерб работе с другими коллекциями. Не проходит ни одного городского мероприятия, которое не сопровождала бы тематическая выставка из собрания музейно-выставочного центра.
С другой стороны, даже у такой работы (срочной, внеплановой) есть конечный результат, который служит задаче популяризации наших фотографических коллекций. Безусловно, это касается и плановых выставках.
В общей совокупности выставок, проводимых в музее, доля фотовыставок составляет ок.40%. И это происходит не оттого, что нам не хочется формировать предметные выставки, а потому, что фотожизнь в городе снова бурлит, поступает много предложений.
В 2010 году возродился фотоклуб «Двуречье». Была избрана инициативная группа, намечены планы и перспективная деятельность. За многие годы «молчания» накопился творческий материал, появились новые талантливые фотолюбители. Фотоклуб вновь проводит в стенах музейно-выставочного центра отчетные и персональные выставки, выступает посредником в организации выставок. Так, например, в 2011 г. при посредничестве клуба у нас работала выставка «Нижегородские светописцы» из собрания «Русского музея фотографии» (Н.Новгород). Совместно с клубом было реализовано несколько совместных выставок-конкурсов («Свадебная фотография», «Из дальних странствий возвратясь» и других).
Популяризации фотографического собрания музейно-выставочного центра способствуют:
- публикации в СМИ и на официальном сайте музея
- печатные и электронные издания музея: помимо фотоальбома работ А.М.Перевощикова, в музее были изданы два каталога «Фото периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», набор открыток «Ремесла и промыслы Чепецкой волости», создан фильм «Город глазами фоторепортера Петра Дмитриевича Бармина (год 1990-й и другие)».
В 2012 году, по завещанию, в музей было передано более четырёх тысяч чёрно-белых негативов кирово-чепецкого фоторепортёра, одного из старейших членов фотоклуба П.Д.Бармина, представляющих собой бесценное культурное достояние. Эти фотодокументы являются большой исторической ценностью не только для Кирово-Чепецка. Они рассказывают о становлении и развитии молодого города, его предприятий и организаций, о людях, прославивших Кирово-Чепецк, о гостях города. На многих из них – город, которого уже никогда не увидит молодое поколение горожан: изменилась архитектура, поменялся ландшафт. Немалое место среди них занимают снимки, сделанные автором во время его поездок по Советскому Союзу. Фотограф объездил почти всю страну, побывал в Прибалтике, Крыму, на Кавказе, Урале, в Украине, Башкирии… Кадры, запечатлевшие жизнь советских людей во всём её многообразии, представляют сегодня огромный исторический интерес.
Благодаря гранту мы приобрели сканер для негативов и начали работу по их оцифровке. И вскоре общественности были представлены первые результаты этой большой работы – фильм о городе девяностых годов, основанный на негативах П.Д.Бармина.
Искусство фотографии, деятельность кирово-чепецких фотомастеров находят свое отражение и в музейно-образовательной деятельности. Трудно назвать лекцию или музейное занятие, где бы не использовались фотографии. Особое место занимают музейные занятия, где подрастающему поколению прививается интерес к фотографии как источнику по истории своей семьи, своей малой родины.
Популяризации фотографического собрания происходит и посредством музейного сайта. В 2010 г. при посредничестве общественной организации "Любимый город» музею не только был обновлен официальный сайт, но и введена новая рубрика «Народный фотоархив», целью которой является размещение фотографий из семейных архивов горожан. Это начинание помогло отразить ту самую историю повседневности и общей сопричастности к судьбе города, которой так трудно бывает достигнуть другими способами.
В планах музея включить в списки туристических маршрутов экскурсию в бывший поселок торфяников Каринторф – ныне дальний микрорайон Каринторфа. Оригинальная деревянная архитектура зданий 40-50-х гг., производственная база некогда крупного предприятия, возможность доехать до поселка по узкоколейной железной дороге, одной из немногих действующих в России, уже сейчас привлекает сюда любителей истории и коллективных пленэров. Этот маршрут используют члены фотоклуба "Двуречье" и их гости. Понравилась фотосессия и нашим французским партнерам – фотографам из объединения «Фонтэн обскур» провинции Экс-ан-Прованс, которые уже дважды реализовывали на нашей площадке выставочные проекты.
Сегодня музейно-выставочный центр города Кирово-Чепецка не только собирает фотографические коллекции, но и ищет все новые формы представления их широкой общественности; выступает местом сосредоточения фотографических сил региона, площадкой для обмена опытом. Не случайно, что встреча председателя Союза фотохудожников России Андрея Баскакова с фотографической общественностью, целью которой являлось возрождение регионального отделения Союза в Кировской области в феврале 2014 года также произошла в музейно-выставочном центре нашего города.