Программа
Дни музея в образовательной организации
Музейно-выставочный центр города Кирово-Чепецка давно и плодотворно сотрудничает с системой образования города и района. В своих отношениях с образовательными организациями музейно-выставочный центр выводит на первый план индивидуальный подход и создание ситуации партнерства.
Программа «Дни музея в образовательной организации» означает отказ от эпизодических и случайных встреч в пользу форм, предполагающих длительные контакты с одной и той же аудиторией, расширяет образовательное пространство школы и разнообразит приемы воспитательной работы. Наличие обратной связи, системности, совместного планирования и мониторинга являются важными и необходимыми условиями успешного диалога.
Основными целями программы являются:
- знакомство с музеями и музейной деятельностью;
- формирование у обучающихся способности вычленять в окружающей среде предметы, имеющие историко-культурное значение;
- осмысление подрастающим поколением истории, мировоззрения, быта, традиций, духовной культуры народа через музейные предметы;
-развитие детского творчества в рамках музейной деятельности;
-воспитание музейной культуры как части общей культуры человека.
В основе программы лежат музейные занятия, объединенные в тематические блоки. В сочетании с другими формами и приемами работы они позволяют удовлетворить запросы всех групп школьного сообщества.
Программа
«Дни музея в образовательной организации»
Цикл: Музей и дети
|
Четверть |
Тема урока |
Необходимые принадлежности |
Рекомендации для закрепления материала |
1 класс |
I |
Путешествие на машине времени
|
|
Индивидуальные посещения городского музея с родителями// Занятия в музеях разного профиля: Кунсткамере, Диораме, художественном музее (г.Киров)// Выставка одного дня «Музей в классе»// общешкольные или классные праздники в народных традициях//исследовательские работы |
II |
Коллекции и коллекционеры |
Цветные карандаши |
||
III |
Какие бывают музеи |
Видеопроектор |
||
IV |
Домашний музей |
Цветные карандаши |
Цикл: Духовная культура жителей Вятского края
|
Четверть |
Тема урока |
Необходимые принадлежности |
Рекомендации для закрепления материала |
2 класс |
I |
Народные игры и игрушки. Часть 1 |
|
Экскурсия в мастерскую дымковской игрушки (г.Киров)// запись современных игр, читалок |
II |
Народные игры и игрушки. Часть 2 Народная кукла. Мастер-класс |
Ткань, нитки и тесьма для изготовления кукол |
Экскурсия в мастерскую народной куклы В.Н.Евдокимовой (детский клуб «Чайка») |
|
III |
Вятский фольклор
|
|
Встреча с исполнителями русских народных песен// преподавателями ДШИ по русских народных инструментов// фольклорный праздник в Доме-усадьбе Бакулева (г.Слободской) |
|
IV |
Легенды Вятки |
проектор |
Фотографирование или зарисовка мест, изображенных на картинах художника В.Лихачева |
Цикл: Предметная среда наших предков
|
Четверть |
Тема урока |
Необходимые принадлежности |
Рекомендации для закрепления материала |
3 класс |
I |
Появление первобытного человека. Развитие материальной и духовной культуры. |
|
Конкурс рисунков на тему «Жизнь первобытного человека»// просмотр научно-популярных фильмов |
II |
Деятельность людей в течение года
|
Музыкальный центр (или ноутбук с колонками) |
Изготовление календарей «Деятельность людей в течение года» (коллективные и/или индивидуальные) |
|
III |
Промыслы и ремесла Чепецкой волости |
Цветные карандаши |
Экскурсия в Просницкий промкомбинат// посещение художественного салона «Этюд»// экскурсия в музей Вятские народные промыслы (Приказная изба) (г.Киров) |
|
IV |
«Эх, прокачу!» (из истории средств передвижения) |
|
Творческая работа с раскраской |
Цикл: История города Кирово-Чепецка
|
Четверть |
Тема урока |
Необходимые принадлежности |
Рекомендации для закрепления материала |
4 класс |
I |
Археологическое прошлое нашего края |
|
Обзорная экскурсия по городу// экскурсия «Старая Чепца»// экскурсия по поселку ТЭЦ//фотоконкурс «Незнакомые места знакомого города» |
II |
Город, в котором я живу (вводная) |
|
||
III |
Улицы родного города (вводная) |
видеопроектор |
||
IV |
Микрорайон твоей школы
|
видеопроектор |
Цикл: Предметная среда жителей Вятского края
|
Четверть |
Тема урока |
Необходимые принадлежности |
Рекомендации для закрепления материала |
5 класс |
I |
Путешествие по вятской деревне |
|
Исследовательская работа «Русское деревянное зодчество»// выставка одного дня «Родовое гнездо моих предков»// занятие на экспозиции музейно- выставочного центра
|
II |
«Удивительна и чудна» (Вятская изба) |
|
||
III |
Интерьер вятской избы |
|
||
IV |
Крестьянская усадьба на Вятке |
ПК (системные требования: Windows, процессор от 1 Ghz. CD или DVD приводом, звуковая карта) |
Цикл: Кирово-Чепецк спортивный
|
Четверть |
Тема урока |
Необходимые принадлежности |
Рекомендации для закрепления материала |
6 класс |
I |
История создания спортивной базы города Кирово-Чепецка |
|
Классный час «Спорт в моей жизни»// Экскурсии в спортивные учреждения города// Встречи с известными спортсменами и тренерами// Исследовательская работа «Спортивная юность моих родителей»// диспут «Физкультура: за и против»
|
II |
История хоккея в Кирово-Чепецке
|
видеопроектор |
||
III |
История биатлона в г.Кирово-Чепецке
|
видеопроектор |
||
IV |
Известные спортсмены – гости города Кирово-Чепецка
|
|
Цикл: Знатные люди города Кирово-Чепецка
|
Четверть |
Тема урока |
Необходимые принадлежности |
Рекомендации для закрепления материала |
7 класс |
I |
«Знатный строитель» Евгений Векшин |
|
Экскурсия в городской музейно-выставочный центр// обзорная экскурсия по городу// исследовательская работа |
II |
«Летописец города». Фотограф Петр Дмитриевич Бармин |
видеопроектор |
||
III |
Художник и любитель древностей Владимир Лихачев |
видеопроектор |
||
IV |
«Больше, чем кино» (О творчестве художника-оформителя к/т «Восток» Игоря Дмитриевича Сизова) |
|
Цикл: История города Кирово-Чепецка
|
Четверть |
Тема урока |
Необходимые принадлежности |
Рекомендации для закрепления материала |
8 класс |
I |
Погост Усть-Чепецкий – село Чепца |
|
Обзорная экскурсия по городу// экскурсия в музее «Старая Чепца»// экскурсия по мемориальной комнате Я.Ф.Терещенко// экскурсия по поселку ТЭЦ//встречи со старожилами города |
II |
Именные улицы города Кирово-Чепецка |
видеопроектор |
||
III |
Почетный гражданин города Я.Ф.Терещенко |
|
||
IV |
«Легендарный инженер» Б.П.Зверев |
|
Цикл: История города Кирово-Чепецка
|
Четверть |
Тема урока |
Необходимые принадлежности |
Рекомендации для закрепления материала |
9 класс |
I |
Культурная среда города Кирово-Чепецка
|
|
Занятия на экспозиции// самостоятельное изучение литературы// посещение занятий городского фотоклуба «Двуречье»// экскурсия в Детскую художественную школу// встречи с людьми творческих профессий г.Кирово-Чепецка |
II |
«Отец поэта» (о М.К.Любовикове- первом советском директоре спичфабрики «Чепца») |
|
||
III |
Философ и фотохудожник Алексей Михайлович Перевощиков |
видеопроектор |
||
IV |
Художник и любитель древностей Владимир Лихачев |
видеопроектор |
Цикл: История города Кирово-Чепецка
|
Четверть |
Тема урока |
Необходимые принадлежности |
Рекомендации для закрепления материала |
10 класс |
I |
История Вятского края в лицах |
|
Посещение диорамы «Установление советской власти в городе Вятка» (г.Киров)// занятие на музейной экспозиции «Политические репрессии 1920-х - 1930-х гг. в Чепецком крае»// диспуты// круглые столы// обсуждение книг, фильмов// самостоятельное изучение литературы// встречи с историками и краеведами |
II |
Что случилось с нашей Родиной в 1917 году? |
|
||
III |
Крестьянская страна (процесс коллективизации в Вятской губернии) |
|
||
IV |
Вятский ГУЛАГ (история репрессий в Вятской губернии) |
|
Цикл: История города Кирово-Чепецка
|
Четверть |
Тема урока |
Необходимые принадлежности |
Рекомендации для закрепления материала |
11 класс |
I |
Государственные символы России |
|
Проведение викторины «Державный орел России»// костюмированное представление «Связь времен»// занятие на экспозиции «Просницкий район в годы Великой Отечественной войны// просмотр документальных фильмов о Великой Отечественной войне// встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла// встречи с участниками боевых конфликтов второй половины ХХ века |
II |
Военное искусство жителей Вятки |
|
||
III |
Кировская область в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. |
Видеопроектор |
||
IV |
Кировчане на защите Родины (войны и локальные военные конфликты второй половины ХХ века) |
|
«Дни музея» начинаются с предварительных встреч с администрацией образовательной организации, заинтересованными в сотрудничестве учителями, во время которых сотрудники музейно-выставочного центра знакомят с целями и задачами программы, рассказывают о себе, о своих замыслах, планах, возможностях и сами знакомятся с планами образовательной организации. По результатам этих встреч вырабатывается план совместной работы на предстоящий учебный год.
Обучающиеся, занимающиеся по программе «Дни музея в образовательной организации», участвуют в сборе музейных предметов и устройстве выставок, в различного рода конкурсах, акциях, встречах, концертах, как в самой организации, так и на площадке музея; издательской, исследовательской и волонтерской деятельности.
Важное место занимают встречи с писателями и поэтами, краеведами, коллекционерами, мастерами декоративно-прикладного творчества, музыкальными коллективами и исполнителями, организуемыми при посредничестве музейно-выставочного центра.
Взаимодействие музейно-выставочного центра с образовательными организациями города на основе данной программы ведется с 2007 года. В настоящее время данный формат сотрудничества с музейно-выставочным центром выбрали для себя КОГОАУ «Гимназия №1 города Кирово-Чепецка», МБОУ «Лицей города Кирово-Чепецка», МКОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №4 города Кирово-Чепецка, МБОУ «Многопрофильный лицей города Кирово-Чепецка».
Работа по программе постоянно анализируется, в программу вносятся коррективы. Опыт работы по программе «Дни музея в образовательной организации» неоднократно представлялся на областных и всероссийских образовательных форумах, обобщался в целом ряде научных публикаций.
Список публикаций по теме:
Загайнова Е.Н. Индивидуализация музейной работы со школами// Социально-антропологические проблемы информационного общества. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Киров, 2008.; Загайнова Е.Н. Музей и школа: новый тип отношений на основе индивидуального подхода (Из опыта практической деятельности муниципального музея)// Музей и образование в новом социокультурном измерении. Материалы международной конференции, посвященной ХХ-летию Российского центра музейной педагогики и детского творчества. – Санкт-Петербург, 2010.; Загайнова Е.Н. Совершенствование культурно-образовательной деятельности через развитие внемузейных форм работы// Сборник материалов VIII научно-практической конференции «Слободской и слобожане», посвященной 90-летию Слободского краеведческого музея. – Слободской, 2011.; Загайнова Е.Н. Взаимодействие с родителями как важный фактор в процессе формирования интереса младших школьников к музею// Международная научно-практическая конференция «Культурное наследие и глобализация. Опыт, проблемы, перспективы сохранения культурных ценностей в современном мире». – Сыктывкар, 2011.; Загайнова Е.Н. Место и роль муниципального музея в воспитательной системе образовательного учреждения// III Всероссийская православная научная конференция в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.- Киров, 2011..; Загайнова Е.Н., Глушкова В.Я. Формирование интереса младших школьников к музею через взаимодействие с родителями// Музейный посетитель: как сделать так, чтобы он возвращался. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию Государственного Биологического музея им. К.А.Тимирязева. – Москва, 2012.; Загайнова Е.Н. Книжные памятники из собрания музея в системе духовно-нравственного воспитания школьников// IY Всероссийская православная научная конференция в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.- Киров, 2012.
Музейно-школьное партнерство, основанное на индивидуальном подходе и объединении ресурсов, является инновационной деятельностью, способствует выполнению миссий, возложенных как на музей, так и на школу.