Размер шрифта  
A
A
A
Цвет сайта  
A
A
A
Изображения
Вкл
Выкл
Обычная версия сайта
Программы   Кружковая деятельность   Экскурсии   Лекции и музейные занятия   
Главная » Детям » Программы » Дни музея в общеобразовательной организации
Дни музея в общеобразовательной организации

Программа

Дни музея в образовательной организации

            Музейно-выставочный центр города Кирово-Чепецка давно и плодотворно сотрудничает с системой образования города и района. В своих отношениях с образовательными организациями музейно-выставочный центр выводит на первый план индивидуальный подход и создание ситуации партнерства.

Программа «Дни музея в образовательной организации» означает отказ от эпизодических и случайных встреч в пользу форм, предполагающих длительные контакты с одной и той же аудиторией, расширяет образовательное пространство школы и разнообразит приемы воспитательной работы. Наличие обратной связи, системности, совместного планирования и мониторинга являются важными и необходимыми условиями успешного диалога.

         Основными целями программы являются:

- знакомство с музеями и музейной деятельностью;

- формирование у обучающихся способности вычленять в окружающей среде  предметы, имеющие историко-культурное значение;

- осмысление подрастающим поколением истории, мировоззрения, быта, традиций, духовной культуры народа через музейные предметы;

-развитие детского творчества в рамках музейной деятельности;

-воспитание музейной культуры как части общей культуры человека.

В основе программы лежат музейные занятия, объединенные в тематические блоки. В сочетании с другими формами  и приемами работы они позволяют  удовлетворить запросы всех групп школьного сообщества.

 

Программа

«Дни музея в образовательной организации»

 

Цикл:  Музей и дети

 

Четверть

Тема урока

Необходимые принадлежности

Рекомендации для закрепления материала

1 класс

I

Путешествие на машине времени

 

 

 Индивидуальные посещения городского музея с родителями//

Занятия в музеях разного профиля: Кунсткамере, Диораме, художественном музее (г.Киров)//

Выставка одного дня

«Музей в классе»// общешкольные или классные праздники в народных традициях//исследовательские работы

II

Коллекции и коллекционеры

Цветные карандаши

III

Какие бывают музеи

Видеопроектор

IV

 Домашний музей

Цветные карандаши

 

Цикл:  Духовная культура жителей Вятского края

 

Четверть

Тема урока

Необходимые принадлежности

Рекомендации для закрепления материала

2 класс

I

Народные игры и игрушки.

Часть  1

 

Экскурсия в мастерскую дымковской игрушки (г.Киров)// запись современных игр, читалок

II

Народные игры и игрушки. Часть 2

Народная кукла. Мастер-класс

Ткань, нитки и тесьма для изготовления кукол

Экскурсия в мастерскую народной куклы В.Н.Евдокимовой (детский клуб «Чайка»)

III

Вятский фольклор

 

 

Встреча с исполнителями русских народных песен// преподавателями ДШИ по русских народных инструментов// фольклорный праздник в Доме-усадьбе Бакулева (г.Слободской)

IV

Легенды Вятки

проектор

Фотографирование или зарисовка мест, изображенных на картинах художника В.Лихачева

Цикл:  Предметная среда наших предков

 

Четверть

Тема урока

Необходимые принадлежности

Рекомендации для закрепления материала

3 класс

I

Появление первобытного человека. Развитие материальной и духовной культуры.

 

Конкурс рисунков на тему «Жизнь первобытного человека»// просмотр научно-популярных фильмов

II

Деятельность людей в течение года

 

Музыкальный центр (или ноутбук с колонками)

Изготовление календарей «Деятельность людей в течение года» (коллективные и/или индивидуальные)

III

Промыслы и ремесла Чепецкой волости

Цветные карандаши

Экскурсия в Просницкий промкомбинат// посещение художественного салона «Этюд»// экскурсия в музей Вятские народные промыслы (Приказная изба) (г.Киров)

IV

«Эх, прокачу!»

(из истории средств передвижения)

 

 

Творческая работа с раскраской

 

 

Цикл:  История города Кирово-Чепецка

 

Четверть

Тема урока

Необходимые принадлежности

Рекомендации для закрепления материала

4 класс

I

Археологическое прошлое нашего края

 

 

 

Обзорная экскурсия по городу// экскурсия «Старая Чепца»// экскурсия по поселку ТЭЦ//фотоконкурс «Незнакомые места знакомого города»

II

Город, в котором я живу (вводная)

 

III

Улицы родного города (вводная)

видеопроектор

IV

Микрорайон твоей школы

 

видеопроектор

 

 

Цикл: Предметная среда жителей Вятского края

 

 

Четверть

Тема урока

Необходимые принадлежности

Рекомендации для закрепления материала

5 класс

I

Путешествие по вятской деревне

 

 

Исследовательская работа «Русское деревянное зодчество»//

выставка одного дня

«Родовое гнездо моих предков»// занятие на экспозиции музейно-

выставочного центра

 

 

II

«Удивительна и чудна»

(Вятская изба)

 

III

Интерьер вятской избы

 

IV

Крестьянская усадьба на Вятке

ПК (системные требования: Windows, процессор от 1 Ghz. CD или DVD приводом, звуковая карта)

 

Цикл: Кирово-Чепецк спортивный

 

 

Четверть

Тема урока

Необходимые принадлежности

Рекомендации для закрепления материала

6  класс

I

История создания спортивной базы города Кирово-Чепецка

 

 

Классный час «Спорт в моей жизни»// Экскурсии в спортивные учреждения города// Встречи с известными спортсменами и тренерами// Исследовательская работа «Спортивная юность моих родителей»// диспут «Физкультура: за и против»

 

II

История хоккея в Кирово-Чепецке

 

видеопроектор

III

История биатлона в г.Кирово-Чепецке

 

видеопроектор

IV

Известные спортсмены – гости города Кирово-Чепецка

 

 

 

Цикл:  Знатные люди города Кирово-Чепецка

 

 

Четверть

Тема урока

Необходимые принадлежности

Рекомендации для закрепления материала

7 класс

I

«Знатный строитель» Евгений Векшин

 

 

 

Экскурсия в городской музейно-выставочный центр// обзорная экскурсия по городу// исследовательская работа

II

«Летописец города». Фотограф Петр Дмитриевич Бармин

видеопроектор

III

Художник и любитель древностей Владимир Лихачев

видеопроектор

IV

«Больше, чем кино» (О творчестве художника-оформителя к/т «Восток» Игоря Дмитриевича Сизова)

 

 

Цикл:  История города Кирово-Чепецка

 

 

Четверть

Тема урока

Необходимые принадлежности

Рекомендации для закрепления материала

8 класс

I

Погост Усть-Чепецкий – село Чепца

 

 

 

 

Обзорная экскурсия по городу// экскурсия в музее «Старая Чепца»// экскурсия по мемориальной комнате Я.Ф.Терещенко// экскурсия по поселку ТЭЦ//встречи со старожилами города

II

Именные улицы города Кирово-Чепецка

видеопроектор

III

Почетный гражданин города Я.Ф.Терещенко

 

IV

«Легендарный инженер» Б.П.Зверев

 

 

Цикл:  История города Кирово-Чепецка

 

 

Четверть

Тема урока

Необходимые принадлежности

Рекомендации для закрепления материала

9 класс

I

Культурная среда города Кирово-Чепецка

 

 

 

 

Занятия на экспозиции// самостоятельное изучение литературы//

посещение занятий городского фотоклуба «Двуречье»// экскурсия в Детскую художественную школу// встречи с людьми творческих профессий г.Кирово-Чепецка

II

«Отец поэта» (о М.К.Любовикове- первом советском директоре спичфабрики «Чепца»)

 

III

Философ и фотохудожник Алексей Михайлович Перевощиков

видеопроектор

IV

Художник и любитель древностей Владимир Лихачев

видеопроектор

 

 

Цикл:  История города Кирово-Чепецка

 

 

Четверть

Тема урока

Необходимые принадлежности

Рекомендации для закрепления материала

10 класс

I

История Вятского края в лицах

 

Посещение диорамы «Установление советской власти в городе Вятка» (г.Киров)// занятие на музейной экспозиции «Политические репрессии 1920-х - 1930-х гг. в Чепецком крае»//

 диспуты// круглые столы// обсуждение книг, фильмов// самостоятельное изучение литературы// встречи с историками и краеведами

II

Что случилось с нашей Родиной в 1917 году?

 

III

Крестьянская страна (процесс коллективизации в Вятской губернии)

 

IV

Вятский ГУЛАГ (история репрессий в Вятской губернии)

 

 

Цикл:  История города Кирово-Чепецка

 

 

Четверть

Тема урока

Необходимые принадлежности

Рекомендации для закрепления материала

11 класс

I

Государственные символы России

 

Проведение викторины «Державный орел России»// костюмированное представление «Связь времен»// занятие на экспозиции «Просницкий район в годы Великой Отечественной войны// просмотр документальных фильмов о Великой Отечественной войне// встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла// встречи с участниками боевых конфликтов второй половины ХХ века

II

Военное искусство жителей Вятки

 

III

Кировская область в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Видеопроектор

IV

Кировчане на защите Родины (войны и локальные военные конфликты второй половины ХХ века)

 

 

«Дни музея» начинаются с предварительных встреч с администрацией образовательной организации, заинтересованными в сотрудничестве учителями, во время которых сотрудники музейно-выставочного центра знакомят с целями и задачами программы, рассказывают о себе, о своих замыслах, планах, возможностях и сами знакомятся с планами образовательной организации. По результатам этих встреч вырабатывается план совместной работы на предстоящий учебный год.

Обучающиеся, занимающиеся по программе «Дни музея в образовательной организации»,  участвуют в сборе музейных предметов и устройстве выставок, в различного рода конкурсах, акциях, встречах, концертах, как в самой организации, так и на площадке музея; издательской, исследовательской и волонтерской деятельности.

Важное место занимают встречи с писателями и поэтами, краеведами, коллекционерами, мастерами декоративно-прикладного творчества, музыкальными коллективами и исполнителями, организуемыми при посредничестве  музейно-выставочного центра.

 

Взаимодействие музейно-выставочного центра с образовательными организациями города на основе данной программы ведется с 2007 года. В настоящее время данный формат сотрудничества с музейно-выставочным центром выбрали для себя КОГОАУ «Гимназия №1 города Кирово-Чепецка»,  МБОУ «Лицей города Кирово-Чепецка», МКОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №4 города Кирово-Чепецка, МБОУ «Многопрофильный лицей города Кирово-Чепецка».

Работа по программе постоянно анализируется, в программу вносятся коррективы. Опыт работы по программе «Дни музея в образовательной организации» неоднократно представлялся на областных и всероссийских образовательных форумах,  обобщался в целом ряде научных публикаций.

Список публикаций по теме: 

Загайнова Е.Н. Индивидуализация музейной работы со школами// Социально-антропологические проблемы информационного общества. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Киров, 2008.; Загайнова Е.Н. Музей и школа: новый тип отношений на основе индивидуального подхода (Из опыта практической деятельности муниципального музея)// Музей и образование в новом социокультурном измерении. Материалы международной конференции, посвященной ХХ-летию Российского центра музейной педагогики и детского творчества. – Санкт-Петербург, 2010.; Загайнова Е.Н. Совершенствование культурно-образовательной деятельности через развитие внемузейных форм работы// Сборник материалов VIII  научно-практической конференции «Слободской и слобожане», посвященной 90-летию Слободского краеведческого музея. – Слободской, 2011.; Загайнова Е.Н. Взаимодействие с родителями как важный фактор в процессе формирования интереса младших школьников к музею// Международная научно-практическая конференция «Культурное наследие и глобализация. Опыт, проблемы, перспективы сохранения культурных ценностей в современном мире». – Сыктывкар, 2011.; Загайнова Е.Н. Место и роль муниципального музея в воспитательной системе образовательного учреждения// III Всероссийская православная научная конференция в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.- Киров, 2011..; Загайнова Е.Н., Глушкова В.Я. Формирование интереса младших школьников к музею через взаимодействие с родителями// Музейный посетитель: как сделать так, чтобы он возвращался. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию Государственного Биологического музея им. К.А.Тимирязева. – Москва, 2012.; Загайнова Е.Н. Книжные памятники из собрания музея в системе духовно-нравственного воспитания школьников// IY Всероссийская православная научная конференция в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.- Киров, 2012.

Музейно-школьное партнерство, основанное на индивидуальном подходе и объединении ресурсов, является инновационной деятельностью, способствует выполнению миссий, возложенных как на музей, так и на школу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Адрес: Россия, г. Кирово-Чепецк, пр. Мира, д. 3.
Телефон: (83361) 4-41-59, 4-26-45
Муниципальное автономное учреждение культуры
"Музейно-выставочный центр" города Кирово-Чепецка Кировской области
Понятно, спасибо